Методические рекомендации по разработке адаптированных образовательных программ высшего образования

 (программ бакалавриата, программ специалитета)

 для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

 

1. Общие положения

Настоящие методические рекомендации составлены  в целях детализации особенностей организации и осуществления образовательного процесса, которые должны быть учтены  образовательными организациями при разработке образовательных программ бакалавриата и специалитета, адаптированных для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с п.IV Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры (утв. Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367).

Разработка и реализация адаптированных образовательных программ высшего образования ориентированы на решение следующих задач:

– повышение уровня доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов,

­– повышение качества высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов,

– создание в образовательной организации высшего образования специальных условий, необходимых для получения высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их адаптации  и социализации;

– возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья или обучающегося   инвалида,

– формирование в образовательной организации высшего образования толерантной социокультурной среды.

      Нормативную правовую основу формирования адаптированной образовательной программы высшего образования составляют:

-       Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

-       Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями, вступившими в силу с 21 июля 2014 года.),

-       Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Распоряжением  Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р,

-       Государственная программа Российской Федерации «Доступная
среда» на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства  Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175,

-       Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего образования по направлению подготовки (специальности),

-       Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год (Утв. Приказом Минобрнауки России от 28 июля 2014 г. N 839),

-       Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры (утв. Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367),

-       Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (утвержден приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2),

-       Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, и ее виды» (утв. Приказом Минобрнауки России от _____ г. № ____),

-       Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от _______№ ____),

-       Методические рекомендации к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (Письмо Минобрнауки России от 08.04.2014 г. № АК-44/05вн),

-       другие нормативно-методические документы (в дополнение к приведенным выше документам приводятся другие нормативно-методические документы Минобрнауки России, отраслевые нормативные документы, нормативные документы субъекта Российской Федерации, локальные акты, регулирующие инклюзивное обучение в образовательной организации высшего образования).

В соответствии с п.8. Ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

       Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.28. Ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

      Адаптированная образовательная программа высшего образования  (далее – АОПВО) в соответствии с   приказом Минобрнауки  России  от 19 декабря 2013 г. № 1367) представляет собой комплекс учебно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по направлению подготовки (специальности) высшего образования. АОПВО должна обеспечить формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов компетенций, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по соответствующему направлению подготовки (специальности).

       При разработке АОВПО основополагающим  условием является положение  п. 10. Ст. 79  Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о том, что профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения инклюзивного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

       Детальное уточнение специальных условий инклюзивного образования является одним из существенных аспектов разработки АОПВО и основывается на Методических рекомендациях по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе оснащенности образовательного процесса (Письмо Минобрнауки России от 08.04.2014 г. №АК-44/05вн.). Эти рекомендации включают в себя:

-       организационно-нормативные требования;

-       требования к кадровому обеспечению;

-       работу с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья;

-       доступность зданий образовательных организаций и безопасное в них нахождение;

-       материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

-       адаптацию образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

-       организацию образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий;

-       комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение.

     Рекомендации по разработке специальных программ профессионального образования, адаптированных для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья приводятся также в Письме Минобрнауки России от 26.03.2014 г. № МОН-П-1159 «О разработке и внедрении   специальных программ профессионального образования».

     К этим рекомендациям отнесены следующие положения, которые можно считать критериями адаптированной программы:

-       наличие адаптационных модулей (дисциплин) в вариативной части образовательных программ, позволяющих индивидуально корректировать нарушения учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся;

-       выбор методов обучения, обусловленный в каждом отдельном случае целями обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися;

-       обеспечение обучающихся печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья;

-       выбор мест прохождения практики с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида относительно рекомендованных условий и видов труда;

-       проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений их здоровья;

-       разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков, позволяющих обучаться с учетом различных вариантов проведения занятий: в образовательной организации (в академической группе и индивидуально) или на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;

-       осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с рекомендациями медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии;

-       установление особого порядка освоения дисциплины «физическая культура» на основе соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры;

-       создание толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

      АОПВО разрабатывается образовательной организацией самостоятельно на основе интеграции федерального государственного образовательного стандарта,  образовательной программы высшего образования по соответствующему направлению подготовки (специальности) с учетом вышеназванных рекомендаций  Минобрнауки России по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и Рекомендаций по разработке и внедрению  специальных программ профессионального образования, а также с учетом реальных условий деятельности образовательной организации  в соответствии с образовательными потребностями и ограничениями здоровья обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов.

С целью наиболее полного и адекватного построения АОПВО, обеспечивающей индивидуальный подход к образовательным потребностям обучающегося с ограниченными возможностями здоровья или обучающегося инвалида абитуриент с ограниченными возможностями здоровья при поступлении на обучение предъявляет заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией об обучении по данному направлению подготовки (специальности), содержащее информацию о необходимых специальных условиях обучения, абитуриент   инвалид –  индивидуальную программу реабилитации  с рекомендацией об обучении по данному направлению подготовки (специальности), содержащую информацию о необходимых специальных условиях обучения, а также сведения относительно рекомендованных условий и видов труда.

      Локальные нормативные акты образовательной организации высшего образования должны предусматривать вариативность АОПВО в плане возможностей обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по общему учебному плану или индивидуальному учебному плану,  возможностей выбора тех или иных адаптационных модулей, обучения  в общие сроки или с удлинением срока обучения,  обеспечения требуемых для данного обучающегося с учетом его ограничений здоровья специальных учебно-методических и компенсаторных технических средств, обучения  с использованием дистанционных образовательных технологий, учебно-процессуальных особенностей, а также предусматривать документальную персонификацию обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по АОПВО.

 

2. Используемые термины, определения, сокращения

       Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптационный модуль – элемент адаптированной образовательной программы высшего образования, направленный на минимизацию и устранение влияния ограничений здоровья при формировании необходимых компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов, а также индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений, способствующий освоению образовательной программы, социальной и профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида ­– разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Специальные условия для получения образования – условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

АОПВО – адаптированная образовательная программа высшего образования.

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.

 

3. Рекомендации по содержанию раздела АОПВО «Характеристика направления подготовки»     

Данный раздел полностью включается в АОПВО из соответствующего ФГОС высшего образования и дополняется следующим текстом:

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов срок получения образования по индивидуальному плану может быть продлен, но не более чем на один год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения.

 

4. Рекомендации по содержанию раздела АОПВО «Характеристика профессиональной деятельности выпускников»

По окончании обучения выпускники с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды должны освоить те же области и объекты профессиональной деятельности, что и остальные выпускники, и быть готовыми к выполнению всех обозначенных в ФГОС высшего образования видов профессиональной деятельности и к решению всех указанных в ФГОС высшего образования профессиональных задач. Вводить какие-либо дифференциации или ограничения в АОПВО в отношении компетенций и видов профессиональной деятельности выпускников  инвалидов и выпускников  с ограниченными возможностями здоровья не допускается. В результате освоения образовательной программы подготовки у выпускника с ограниченными возможностями здоровья или выпускника инвалида должны быть сформированы те же общекультурные и профессиональные компетенции, что и у всех выпускников. Исключение каких-либо компетенций из общего перечня в отношении данной категории обучающихся не допускается.

 

Рекомендации по содержанию подразделов АОПВО:

4.1. Профессиональные стандарты. Виды деятельности, обобщенные трудовые функции и трудовые функции.

4.2. Область и объекты профессиональной деятельности  

4.3 Виды профессиональной деятельности 

4.4. Профессиональные задачи

Данные подразделы полностью включаются в АОПВО из соответствующей образовательной программы высшего образования по направлению подготовки (специальности) высшего образования.

 

5. Рекомендации по содержанию раздела АОПВО «Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы высшего образования»

Данный раздел полностью включается в АОПВО из соответствующей образовательной программы высшего образования по направлению подготовки (специальности) высшего образования.

 

6. Рекомендации по содержанию раздела АОПВО «Требования к структуре адаптированной образовательной программы высшего образования»

Структура АОПВО состоит из тех же блоков, что и структура образовательной программы высшего образования по направлению подготовки бакалавриата (специалитета):

Блок 1 Модули (дисциплины)

Базовая часть

Вариативная часть

Блок 2 Практики

Вариативная часть

Блок 3 Государственная итоговая аттестация

Базовая часть

 

6.1. Рекомендации по составлению учебного плана при реализации АОПВО

Учебный план для реализации АОПВО разрабатывается на основе учебного плана соответствующего направления подготовки (специальности) путем включения в вариативную часть Блока 1 адаптационных модулей (дисциплин).

Адаптационные модули предназначены для устранения влияния ограничений здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов на формирование общекультурных, и при необходимости, профессиональных компетенций с целью достижения запланированных результатов освоения образовательной программы. Адаптационные модули в зависимости от конкретных обстоятельств (количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов, их распределение по видам и степени ограничений здоровья – нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания) могут вводиться в учебные планы не только как вариативные, но и как факультативные. При этом каждый модуль, в свою очередь, может варьироваться для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, сгруппированных в зависимости от видов ограничений их здоровья.

     Педагогическая направленность адаптационных модулей – содействие полноценному формированию у лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов системы компетенций, необходимых для успешного освоения программы подготовки в целом по выбранному направлению. Эти модули «поддерживают» изучение базовой и вариативной части образовательной программы, направлены на социализацию, профессионализацию и адаптацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, способствуют их адекватному профессиональному самоопределению, возможности самостоятельного построения индивидуальной образовательной траектории.

Коррекционная направленность адаптационных модулей – совершенствование самосознания, развитие личностных эмоционально-волевых, интеллектуальных и познавательных качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Существенная составляющая этой направленности адаптационных модулей –  компенсация недостатков предыдущих уровней обучения, коррекционная помощь со стороны педагогов специального образования.

Адаптационные модули не являются обязательными, их выбор осуществляется обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в зависимости от их индивидуальных потребностей и фиксируется в индивидуальном учебном плане.  Обучающийся может выбрать любое количество адаптационных модулей – как все, так и ни одного.

 При этом образовательная организация оказывает квалифицированное содействие адекватному выбору адаптационных модулей обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами с учетом оценки особенностей их психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей.

С целью освоения этих модулей образовательная организация высшего образования может создавать сводные группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, выбравших тот или иной адаптационный модуль, и соответственно организует расписание занятий для каждой группы в графике общего расписания учебных занятий. Для освоения адаптационных модулей целесообразно использовать также  потенциал индивидуальной работы с обучающимися.

        В состав адаптационных модулей рекомендуется вносить не менее трех модулей, реализуемых в 1-4 семестрах.  Рекомендуемый объем одного модуля не менее 2 зачетных единиц.

        Перечень, количество и содержание адаптационных модулей определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей контингента обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и их образовательных потребностей.

       К рекомендуемому перечню адаптационных модулей можно отнести:  модуль, формирующий способность самоорганизации учебной деятельности, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий с учетом ограничений здоровья обучающихся; модуль, формирующий способность выстраивать межличностное взаимодействие с учетом ограничений здоровья обучающихся; модуль, формирующий способность адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям с учетом ограничений здоровья обучающихся и другие на усмотрение образовательной организации.

 

6.2. Рекомендации по составлению учебного графика АОПВО

В графике указываются периоды осуществления видов учебной деятельности, в том числе адаптационных модулей, и периоды каникул.

Особую актуальность имеет адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на младших курсах, особенно первокурсников. В связи с этим на младших курсах в адаптационные модули целесообразно включение, в первую очередь, таких разделов как основы интеллектуального труда, профориентация и психология личности, адаптивные информационные технологии, основы социально-правовых знаний. В задачи их изучения входит формирование навыков планирования времени, самоконтроля в учебном процессе, самостоятельной работы, формирование профессионального интереса, правовой грамотности.  Организация обучения самопознанию и приемам самокоррекции является  важной составляющей частью адаптации. Изучение основ социально-правовых знаний носит практическую направленность и  создает основу для социальной ориентации обучающегося, развития его деятельности и инициативы.

    Поэтому   адаптационные модули рекомендуется вносить в учебный график в 1-4 семестрах для поддержки, в первую очередь, базовых образовательных модулей и общекультурных компетенций. 

 

 

 

6.3. Рекомендации по составлению рабочих программ образовательных модулей

Данный раздел дополняется рабочими программами адаптационных модулей, которые составляются в том же формате, что и все рабочие программы образовательных модулей АОПВО.

 

6.4. Рекомендации по применению образовательных технологий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

       Методические рекомендации по применению образовательных технологий, указанные в соответствующей образовательной программе по направлению подготовки (специальности) высшего образования, дополняются рекомендациями по особенностям их реализации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

      Рекомендуется использовать следующие основные образовательные технологии с учетом их адаптации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:

 

Технологии

Цель

Адаптированные методы

Проблемное

обучение

Развитие познавательной способности,

активности, творческой самостоятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Поисковые методы, постановка познавательных задач

 с учетом индивидуального социального опыта и особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

 

 

Концентрированное обучение

Создание блочной структуры учебного процесса, наиболее отвечающей особенностям здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Методы, учитывающие динамику и уровень работоспособности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов



 

Модульное обучение

Гибкость обучения, его приспособление к индивидуальным потребностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Индивидуальные методы обучения: индивидуальный темп и график обучения  с учетом уровня

 базовой подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

 

 

Дифференцированное обучение

Создание оптимальных условий для выявления индивидуальных интересов и способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей

 

 

 

Развивающее

обучение

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в различные виды деятельности, развитие сохранных возможностей

 

 

Социально-активное, интерактивное обучение

Моделирование предметного и социального содержания учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Методы социально-активного обучения, игровые методы с учетом социального опыта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

 

 

Рефлексивное обучение,

развитие критического мышления

Интерактивное вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в групповой образовательный процесс

Интерактивные методы обучения, вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в различные виды деятельности, создание рефлексивных ситуаций по развитию адекватного восприятия собственных особенностей

 

Все образовательные технологии рекомендуется применять как с использованием универсальных, так и специальных информационных и коммуникационных средств, в зависимости от вида и характера ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

Для основных видов учебной работы рекомендуются следующие формы и методы.

Контактная работа:      

-       лекции – проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция-презентация, лекция-диалог, лекция-консультация, интерактивная лекция (с применением социально-активных методов обучения), лекция с применением дистанционных технологий и привлечением возможностей Интернета,

-       семинарские занятия   – социально-активные методы: тренинг, дискуссия, мозговой штурм, деловая, ролевая игра, мультимедийная презентация, дистанционные технологии и привлечение возможностей Интернета,

-       групповые консультации – опрос, интеллектуальная разминка, работа с лекционным и дополнительным материалом, перекрестная работа в малых группах, тренировочные задания, рефлексивный самоконтроль,

-       индивидуальная работа с преподавателем -  индивидуальная консульта­ция, работа с лекционным и дополнительным материалом, беседа, морально-эмоциональная поддержка и стимулирование, дистанционные технологии.

Самостоятельная работа:

-       работа с книгой и другими источниками информации, план-конспекты,

-       реферативные (воспроизводящие), реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие самостоятельные работы, 

-       проектные работы, 

-       дистанционные технологии.

      В работе преподавателей рекомендуется уделять внимание индивидуальной работе с обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем: индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа. Индивидуальные консультации по предмету становятся важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению воспитательного контакта между преподавателем и обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

 

6.5. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  и инвалидов

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  и инвалидов, указанные в соответствующей образовательной программе высшего образования по направлению подготовки (специальности) высшего образования, дополняются рекомендациями, учитывающими  особенности данной категории обучающихся.  Самостоятельная работа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов позволяет своевременно выявить затруднения и отставание и внести коррективы в учебную деятельность.

     Конкретные формы и виды   самостоятельной работы обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливаются преподавателем. Выбор форм и видов самостоятельной работы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов рекомендуется осуществлять с учетом их способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Формы  самостоятельной работы устанавливаются с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге или на компьютере, в форме тестирования, электронных тренажеров и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для консультаций и выполнения заданий.

 

7. Рекомендации по составлению раздела АОПВО «Требования к специальным условиям реализации адаптированной образовательной программы высшего образования»

7.1. Рекомендации по кадровым условиям реализации АОПВО

Составляются на основе требований ФГОС высшего образования по соответствующему направлению со следующими добавлениями:

Педагогические кадры, участвующие в реализации адаптированной образовательной программы высшего образования, должны быть ознакомлены с психолого-физическими особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и учитывать их при организации образовательного процесса, должны владеть педагогическими технологиями инклюзивного обучения и методами их использования в работе с инклюзивными группами обучающихся. К реализации АОПВО  рекомендуется привлекать тьюторов, психологов (педагогов-психологов, специальных психологов), социальных педагогов (социальных работников), специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения, а также при необходимости сурдопедагогов, сурдопереводчиков, тифлопедагогов.  В разделе описывается кадровый состав, основные функции и указывается доля педагогических кадров образовательной организации, прошедших повышение квалификации по вопросам обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

7.2. Рекомендации по специальному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации АОПВО.

     Составляются на основе требований ФГОС высшего образования   и соответствующей образовательной программы высшего образования по направлению подготовки (специальности) и дополняются перечнем технических средств общего и специального назначения (для обучающихся с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), используемых образовательной организацией при реализации АОПВО.

     Материально-техническое обеспечение реализации АОПВО   должно отвечать не только общим требованиям, определенным в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки (специальности), но и особым образовательным потребностям каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В связи с этим в структуре материально­технического обеспечения образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможности здоровья и инвалидов должна быть отражена специфика требований к организации архитектурной среды образовательной организации; к организации рабочего места обучающегося; к техническим и программным средствам общего и специального назначения.

Учебные аудитории, специализированные лаборатории должны быть оснащены специальным оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для обучающихся с различными видами ограничений здоровья.

Создание безбарьерной среды в образовательной организации и студенческих общежитиях должно учитывать потребности следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Это включает обеспечение доступности прилегающей к образовательной организации территории, входных путей, путей перемещения внутри здания; наличие оборудованных санитарно-гигиенических помещений; системы сигнализации и оповещения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Рекомендуется оборудование специальных учебных мест в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, библиотеке и иных помещениях в образовательной организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В каждом таком помещении, где обучаются студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, рекомендуется предусматривать соответствующее количество мест для обучающихся с учетом ограничений их здоровья.

Учебная аудитория, в которой обучаются студенты с нарушением слуха должна быть оборудована радиоклассом, компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, документ-камерой, мультимедийной системой. Обучение лиц с нарушениями слуха предполагает использование мультимедийных средств и других технических средств для приема-передачи учебной информации в доступных формах.

Для слабовидящих обучающихся в лекционных и учебных аудиториях необходимо предусмотреть возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране) при помощи видеоувеличителей для удаленного просмотра. Обучение лиц с нарушениями зрения предполагает использование брайлевского дисплея и брайлеровского принтера, электронных луп, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и других технических средств для приема-передачи учебной информации в доступных формах.

Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в лекционных и учебных аудиториях необходимо предусмотреть передвижные, регулируемые эргономические парты с источником питания для индивидуальных технических средств. 

АОПВО обеспечивается учебно-методической документацией и учебно-методическими комплексами по всем учебным модулям. Содержание адаптационных модулей рекомендуется размещать в информационно-коммуникационной сети Интернет и (или) локальной сети образовательной организации.

Для контактной и самостоятельной работы рекомендуется использование мультимедийных комплексов, электронных учебников и учебных пособий, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде с использованием специальных технических и программных средств, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в рабочих программах модулей (дисциплин), практик. При использовании в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

Доступ к информационным и библиографическим ресурсам в сети Интернет для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья или инвалида должен быть обеспечен предоставлением ему не менее чем одного учебного, методического печатного и (или) электронного издания по каждому учебному модулю в формах, адаптированных к ограничениям его здоровья. 

Библиотечный фонд помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания. Рекомендуется обеспечить к ним доступ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с использованием специальных технических и программных средств.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом программного обеспечения, адаптированного при необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. При необходимости лицензирования специального программного обеспечения образовательная организация должна иметь количество лицензий, необходимое для обеспечения аудиторной и самостоятельной работы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, в отличие от остальных, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Они должны быть обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т. д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

-          в печатной форме увеличенным шрифтом,

-          в форме электронного документа,

-          в форме аудиофайла,

-          в печатной форме на языке Брайля.

Для лиц с нарушениями слуха:

-          в печатной форме,

-          в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

-          в печатной форме,

-          в форме электронного документа,

-          в форме аудиофайла.

 Данный перечень может быть конкретизирован  в зависимости от контингента обучающихся.

 

 

 

       7.3. Рекомендации к порядку освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами дисциплин по физической культуре и спорту

В АОПВО должна быть реализована дисциплина по физической культуре и спорту. Образовательной организации рекомендуется устанавливать самостоятельно порядок и формы освоения данной дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья локальным актом образовательной организации. Это могут быть подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных и плавательных залах или на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку. Рекомендуется в программу дисциплины включать определенное количество часов, посвященных поддержанию здоровья и здорового образа жизни, технологиям здоровьесбережения с учетом ограничений здоровья обучающихся.  В программе дисциплины должны быть прописаны специальные требования к спортивной базе, обеспечивающие доступность и безопасность занятий.

Преподаватели физической культуры и спорта должны иметь соответствующую подготовку для занятий с инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Группы для занятий физической культурой и спортом рекомендуется формировать в зависимости от видов ограничений здоровья обучающихся (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания).

 

7.4. Рекомендации по порядку прохождения практики обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

При определении мест прохождения практики инвалидами образовательная организация высшего образования должна учитывать рекомендации, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером ограничений здоровья, а также с учетом характера выполняемых трудовых функций. Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должен учитывать требования их доступности. Формы проведения практики лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов могут быть установлены с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

 

7.5. Рекомендации по сопровождению учебного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и созданию толерантной социокультурной среды образовательной организации

Высшее образование, по сути, обеспечивает вхождение обучаемых во множество разнообразных социальных взаимодействий, в особую социокультурную среду образовательной организации высшего образования, что создает и расширяет базу для адаптации. Развиваются общественные навыки, коллективизм, организаторские способности, умение налаживать контакты и сотрудничать с разными людьми. Формируется мировоззрение и гражданская позиция.

 Важным фактором социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является индивидуальная поддержка, которая носит название «сопровождение». Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами, имеет предупреждающий характер и особенно актуально, когда у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов возникают проблемы учебного, адаптационного, коммуникативного характера, препятствующие своевременному формированию необходимых компетенций.

 Сопровождение должно носить непрерывный и комплексный характер:

– организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения;

– психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося    и адекватность становления компетенций,

–профилактически-оздоровительное сопровождение предусматривает решение задач, направленных на повышение адаптационных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов, гармонизацию их психического состояния, профилактику обострений основного заболевания, а также на нормализацию фонового состояния, что снижает риск обострения основного заболевания, 

– социальное сопровождение решает широкий спектр вопросов социального характера, от которых зависит успешная учеба обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов. Это содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, транспортных вопросов, социальные выплаты, выделение материальной помощи, вопросы стипендиального обеспечения, назначение именных и целевых стипендий различного уровня, организация досуга, летнего отдыха обучающихся инвалидов и вовлечение их в студенческое самоуправление, организация волонтерского движения и т.д.

Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов рекомендуется внедрять такую форму сопровождения, как волонтерское движение среди студенчества. Волонтерское движение не только способствует  социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов, но и влияет на развитие общекультурного уровня у остальных студентов, формирует гражданскую, правовую и профессиональную позицию готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

Целесообразным является систематическая работа с кадрами по их ознакомлению с особыми образовательными потребностями обучающихся в данной образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в целях создания толерантной среды.

Так же, как и учебная деятельность, внеучебная деятельность представляет собой отличную базу для адаптации. Культурно-досуговые мероприятия, спорт, студенческое самоуправление, совместный досуг, раскрывают и развивают разнообразные способности и таланты обучающихся.

Одним из эффективных методов подготовки конкурентоспособного работника является привлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов к участию в научных конкурсах и олимпиадах на различных уровнях. Конкурсы способствуют формированию опыта творческой деятельности, создают оптимальные условия для самореализации личности, её профессиональной и социальной адаптации, повышения уровня профессионального мастерства, формирования портфолио, необходимого для трудоустройства.

 

8. Рекомендации по контролю и оценке результатов освоения АОПВО обучающимися инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья        

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом ограничений здоровья. Их рекомендуется доводить до сведения обучающихся в сроки, определенные в локальных актах образовательной организации.  Образовательная организация также определяет требования к процедуре проведения государственной итоговой аттестации с учетом особенностей этих процедур для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Текущий контроль результатов обучения рекомендуется осуществлять преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала;  формировании действия с должной мерой обобщения, освоения и т.д. Текущий контроль для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить затруднения и отставание и внести коррективы в учебную деятельность.

Рубежный контроль является контрольной точкой по завершению изучения модуля, дисциплины, раздела, его тем, практики и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и сроки проведения рубежного контроля определяются преподавателем с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов рубежный контроль может проводиться в несколько этапов.

Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме зачетов и (или) экзаменов. Процедура проведения промежуточной аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.).

При необходимости предусматривается увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене. При необходимости промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов.

Государственная итоговая аттестация выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от _______ № ____),

Процедура государственной итоговой аттестации выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов должна предусматривать предоставление необходимых технических средств и при необходимости оказание технической помощи.

В случае проведения государственного экзамена форма его проведения для выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости экзаменующимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.